Правительство
все еще не теряет надежды выполнить высокие показатели, заложенные на
2010 год. Последние данные о финансовых потоках в стране показывают, что
для достижения этой политической задачи правительство стремится
«разогревать» экономику. Главным образом, благодаря населению.
Рост
розничного товарооборота за январь-сентябрь этого года составил 16,2%.
Это максимальное значение, начиная с 2008 года. Фактически можно
говорить о том, что показатель розничного товарооборота вернулся на
докризисный уровень.
Во многом рост розничного товарооборота был
обеспечен благодаря правительственным мерам, направленным на
стимулирование внутреннего спроса.
К числу таких мер можно
отнести существенное повышение доходов населения. За январь-сентябрь
средняя зарплата в Беларуси выросла на треть (до 1,3 млн. рублей против 1
млн. рублей в начале года).
Еще один фактор, повлиявший на рост потребительского спроса, — льготное кредитование.
По
указу президента № 371 около 80% населения получили возможность для
приобретения отечественных товаров привлекать льготные банковские
кредиты. Потребители такой возможностью воспользовались.
Задолженность
населения перед банками по кредитам, привлеченным на потребительские
нужды, выросла за этот год на 300 млрд. рублей, достигнув к 1 октября
рекордных 5,86 трлн. рублей.
Рост потребительского спроса
рассматривается в Беларуси как один из инструментов «разогрева»
белорусской экономики. Это позволяет стимулировать внутренний спрос и
тем самым увеличивать объем реализации потребительских товаров.
Правда, у этого инструмента есть не только плюсы, но и минусы. Министр экономики Беларуси Николай Снопков
прогнозировал в июле этого года, что во втором полугодии страна может
получить отрицательные последствия, вызванные «разогревом» экономики.
«Дальнейший «разогрев» экономики, — говорил министр, — может
привести к усилению инфляционного давления, к росту дефицита текущего
счета платежного баланса, негативно отразится на валютном рынке».
По
итогам третьего квартала можно говорить, что министр в своем прогнозе
не ошибся. Стимулирование внутреннего спроса привело не только к росту
потребления отечественной продукции, но и к увеличению продаж импортных
товаров. А это, в свою очередь, усилило рост дефицита текущего счета
платежного баланса.
На примере непродовольственных товаров хорошо видно, что за последний год доля импорта возросла практически по всем позициям.
Доля импортных непродовольственных товаров в розничном товарообороте
январь-сентябрь 2010 г.
январь-сентябрь 2009 г.
швейные изделия
31,0
22,6
верхний трикотаж
16,7
13,8
бельевой трикотаж
10,9
9,0
чулочно-носочные изделия
12,2
10,6
обувь
28,5
20,2
строительные материалы
35,8
30,7
парфюмерно-косметические товары
70,6
68,5
табачные изделия
5,2
7,2
синтетические моющие средства
65,6
59,4
холодильники и морозильники
21,4
16,2
стиральные машины
57,5
48,2
цветные телевизоры
16,9
4,1
лекарственные средства
77,4
78,3
бензин
0,4
0,5
Источник: Белстат
Как видим, стимулирование внутреннего
потребительского спроса привело к росту спроса на импортные товары. То
есть дало эффект противоположный тому, на который рассчитывало
правительство.
Экономист Исследовательского центра ИПМ Дмитрий Крук полагает, что стимулировать внутренний спрос могут сегодня и негативные ожидания населения.
«Увеличение
склонности к потреблению, которое мы наблюдаем в этом году, может быть
связано с негативными ожиданиями населения — возможной инфляцией,
изменением обменного курса, — отмечает эксперт. — Если это так, то в первом квартале будущего года мы увидим резкое снижение потребительской активности».
Наряду
с льготным кредитованием белорусское правительство в этом году активно
использует еще один важный инструмент, способствующий росту внутреннего
спроса. Речь идет о жилищном кредитовании.
Как удалось выяснить Naviny.by, в этом году существенно вырос объем
льготных кредитов, выданных банками населению под приобретение или
строительство жилья. Если в начале этого года задолженность населения
банкам по льготным жилищным кредитам составляла 7,8 трлн. рублей, то к 1
октября увеличилась на 47,2% — до 11,5 трлн. рублей.
«Представители правительство рассматривают жилищное кредитование как один из основных инструментов «разогрева» экономики, — констатирует Дмитрий Крук. — По оценкам Минэкономики, импортоемкость жилищного строительствасравнительно
мала. Соответственно, стимулирование этой отрасли призвано увеличить
внутренний спрос на продукцию белорусского производства, что в конечном
итоге должно обеспечить экономический рост».
Однако у
стимулирования жилищного строительства, отмечает эксперт, есть одно «но»
— финансовая сторона. Крайне сомнительно, что банкам может быть выгодно
льготное финансирование жилищного строительства. Будь оно так — многие
банки включились бы в жилищную программу. Однако этого не происходит.
Основным
кредитором жилья в Беларуси остается государственный «Беларусбанк». По
последним данным, на его долю приходится более 92% средств, выданных
банками населению на приобретение или строительство жилья. Другие банки в
кредитовании жилья слабо представлены.
Так, на долю
«Приорбанка» приходится всего 1,9% жилищных кредитов населению, на
«БПС-Банк» — 1,5%, на «Белинвестбанк» — 1%, на остальные банки — всего
3,4%.
Таким образом, можно предположить, что льготное
кредитование жилья — инструмент скорее административный, появление
которого вызвано не желанием банков, а стремлением государства
стимулировать внутренний спрос.
До бесконечности политика
стимулирования внутреннего спроса продолжаться не может, полагает
Дмитрий Крук. По мнению эксперта, курс на «разогрев» экономики оказывает
дополнительное давление на банковский сектор и создает инфляционное
давление на экономику.
«В 2009 году такую политику можно
было приветствовать — перед страной стояла задача выйти из рецессии.
Однако сейчас целесообразность такой политики вызывает все больше
вопросов», — говорит Дмитрий Крук.
Понятно, что
стимулирование внутреннего спроса в этом году связано в первую очередь с
политической задачей — достичь во чтобы то ни стало показателей
социально-экономического развития, запланированных на 2010-й. Однако
пока темпы экономического роста существенно отстают от планов: за
январь-сентябрь темп роста ВВП составил 6,6% (при прогнозе на год —
11-13%).