Американские археологи выясняют, как русские моряки после кораблекрушения у побережья Аляски в начале ХIХ века выживали зимой с минимумом припасов и смогли продержаться до прибытия подкрепления. Ученым удалось провести раскопки на месте их стоянки. Об этом со ссылкой на пресс-релиз Национального научного фонда сообщает издание Live Science.
Шлюп «Нева» с грузом пушнины, экипажем из 75 человек и несколькими пушками отплыл из Охотска в августе 1812 года. По данным историков, после трех месяцев путешествия и многочисленных бурь моряки наконец смогли добраться до пролива Принца Вильгельма (в Аляскинском заливе).
Хотя шторма изрядно потрепали судно, команда приняла решение плыть на восток, в сторону Ситки. Неподалеку от Крузова острова, всего за несколько километров до пункта назначения, корабль получил пробоину и пошел ко дну. 28 членов экипажа добрались до берега (15 человек погибли еще во время плавания по Тихому океану, 32 — при кораблекрушении). Большинству из тех, кто в итоге доплыл до Аляски — 26 морякам, — удалось пережить суровую зиму 1813 года.
Секреты выживания русских мореплавателей ученые смогли выяснить, собрав рассказы местных индейцев — тлинкитов. Проанализировав их истории, археолог Дейв МакМэхэн (Dave McMahan) и его коллеги из США и России смогли определить точное местоположение лагеря моряков. В ходе раскопок ученые нашли многочисленные предметы обихода: листовую медь, мушкетные пули и топор.
Отмечается, что потерпевшие кораблекрушение проявили немалую смекалку, чтобы сделать из выброшенных на берег обломков нужные для выживания предметы. Они, например, изготовили крючки для ловли рыбы из кусочков меди, а пули стачивали, чтобы те могли войти в стволы мушкетов меньшего калибра. «В целом, найденные артефакты рассказывают о возможностях импровизации в ситуации выживания», — отметил МакМэхэн. Могилы матросов археологи пока не нашли: из опасения вступить в конфликт с тлинкитами они провели лишь минимальные раскопки.
Шлюп «Нева» хорошо известен историкам: в 1803 году он был приобретен Россией в Великобритании и стал одним из двух кораблей, участвовавшем в первом русском кругосветном плавании (1803-1806 годы). Капитаном «Невы» был Юрий Лисянский. В 1804 году корабль участвовал в битве при Ситке — важнейшем событии русско-тлинкитской войны.
Пряжка Фото: Dave McMahan / Sitka Historical Society