На раскопках в 2013 и 2014 годах в Великом Новгороде обнаружены никогда не встречавшиеся в находках и неизвестные по письменным источникам большие медные слитки, а также остатки бочек с клеймами ганзейских купцов, которые привозили металл в Новгород. Член-корреспондент Российской академии наук, заместитель директора Института археологии РАН Петр Гайдуков и сотрудник Института археологии Олег Олейников сообщили об этом в своем докладе на IV (XX) Археологическом съезде, передает корреспондент «Ленты» из Казани.
Хорошо известно, что цветные металлы, в частности медь, практически целиком поставлялись на Русь через Новгород из-за рубежа. Известно и то, что торговлю контролировали ганзейские города Любек (с XIV века) и Данциг (с XV века). Однако многие частности этой торговли оставались неизвестными. Кое-что удалось узнать благодаря новым раскопкам в Новгороде и применением естественнонаучных методов в археологии.
Два огромных медных слитка овальной формы весом 12 и 18 килограммов соответственно были обнаружены в 2013 году на раскопе на торговой стороне Великого Новгорода. Сейчас это территория гребной базы рядом с Волховом.
Такие овальные слитки стандартны для Северной Европы. Они известны по трактату отца минералогии Георгия Агриколы «О горном деле и металлургии» и встречаются среди археологических находок в Швеции, Норвегии и Дании, но никогда не встречались на территории Руси.
Как говорят археологи, до сих пор было известно, что медь на Русь завозили через Новгород как правило в виде лома, причем везли его в обыкновенных бочках. В этом году археологи на другом раскопе Торговой стороны, на улице Большая Московская обнаружили днища таких бочек, которые несут на себе знаки ганзейских купцов — обозначения фамилии купца или его гильдии.
Изотопный анализ слитков (а точнее, масс-спектрометрическое определение соотношения изотопов свинца-207 и свинца-204) позволил установить происхождение медной руды, из которой были выплавлены эти слитки. Оказалось, что, скорее всего, руда восточноальпийского происхождения. Таким образом, в последние два года археологам удалось не только обнаружить новый, неизвестный по письменным источникам вид первичного металлургического сырья, но и проследить всю цепочку медного трафика от месторождения до Великого Новгорода.